суббота, марта 10, 2012

Белая лошадь (16.09.2011)


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проснувшись в Мургабе ещё затемно, пошёл в туалет. Первым делом, ступив за порог, залез в сугроб. Какого чёрта... Пошёл досыпать в надежде, что снег - всего лишь ночная галлюцинация после тяжёлого дня.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
К сожалению, рассвет не оправдал моих надежд - за окнами по-прежнему валил снег. Чуть попозже проснулся и мой новозеландский сосед и мы уселись на веранде обсуждать перспективы езды в такую погоду через Ак-Байтал до Каракуля. Понемногу начало немного проясняться и принесли завтрак. немного пообщались за завтраком с тайваньцами, и решаем, что нужно или ехать прямо сейчас или оставаться до завтра.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Я выбрал ехать, новозеландец решил остаться и съездить на машине на горячие источники. Навьючиваю велосипед под превратившимся в дождь снегом, очень мерзкая погода. Прощаюсь со всеми, оставляю тайваньцам свой e-mail, они планируют через год в Россию - может, чем смогу помочь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Скатываюсь по раскисшему склону, выезжаю на асфальт - первые метры не радуют - сыро и холодно. Но когда доехал до развилки на Кульму - дождь прекращается, а как только пропадает из виду Мургаб за первым поворотом - начинает изредка выглядывать солнце.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ветер пока дует попутный и вроде бы даже едется. Тешу себя надеждой доехать до Каракуля засветло, ещё не зная, что меня ожидает впереди. Дорога идёт плавно вверх с небольшим градиентом, оставляя надежду, что на самом перевале набор высоты будет не такой уж и большой. Периодически останавливаюсь сфотографировать окружающие пейзажи, подивиться как тут ещё что-то пытается не только расти, но и цвести, и съесть конфету-другую.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Тут на фотке вдалеке Музтаг-Ата, до него 100 километров
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
По пути попадается стадо яков и что-то приветственно кричащие на киргизском пастухи, одетые по моде не то 14, не то 16 века - в меховых шапках и тряпках на лице с прорезанными отверстиями для глаз.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Постепенно растительность пропадает почти полностью, дорога начинает петлять поперёк речки по времени я ещё всё успеваю и решаю остановиться сварить пообедать после перевала. Как я был наивен..

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Примерно за 20 километров до перевала белая лошадь начинает показывать свой дикий характер - за очередным поворотом ветер меняется на очень сильный вмордодуй и скорость катастрофически падает. Сжавшись, почти вцепившись зубами в руль, еле получается ехать 9-10 кмч. А ветер крепчает, к нему добавляется высота - воздух уже очень тонкий, дышать тяжело. Даже не то, чтобы тяжело, а просто не надышиваешься, и чуть сбив дыхалку - восстановить её очень тяжело. Время утекает как песок сквозь пальцы, все планы рушатся на глазах.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проезжаю знак "Перевал-Ак-байтал - 4650м.", сразу за ним начинается сам серпантин перевала - как можно было уже догадаться, разбитый и без асфальта, как и все перевалы тут. Почти что сразу же встречаю велосипедиста, судя по корейскому флагу на прицепе - корейца. Останавливаемся и пару минут пытаемся отдышаться, прежде чем начать говорить. Первым делом кореец радует меня тем, что до седловины перевала осталость 6 км, а не 2, которые я намерял по карте, и что после перевала асфальт кончается на 20 километров. Узнав, что я из России, рассказывает, что проехал уже по России и Казахстану с Кыргызстаном, сейчас едет в Душанбе. Велосипед - мерида с прицепом, на прицепе - кофр с гитарой. Обоим надо спешить, так что по быстрому раскланиваемся, пожелав друг другу удачи.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ещё пару километров пытаюсь ехать, но потом спешиваюсь и заталкиваю вел в перевал. Ветер наверху такой, что даже пешком толкатьвелосипед тяжело, а уж ехать - просто невозможно. Сама седловина перевала прорублена в камне и представляет из себя нехилую аэродинамическую трубу. Времени на взятие перевала ушло столько, что ни о какой готовке обеда уже речи не идёт. Сажусь на последнем витке серпантина, где поменьше дует, Достаю лепёшку и сникерс. Жую всё это, запивая водой из баклажки и любуясь на сюрреалистичную раскраску склонов - если убрать столбы и дорогу - то вполне бы сошло за другую планету.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тем временем приходит осознание, что я уже почти гарантированно огребаю - времени далеко за обед, позади 70, а впереди ещё целых 60 километров до Каракуля. Начинаю спуск, пока градиент достаточно крутой - едется боле менее, хотя и встречный ветер и бездорожъе - покрытие представляет собой класиическую неровнянную гравийку. Как только более-менее серьёзный уклон кончается - снова не едется никак, ветер и дорога делают своё дело. А дело неумолимо движется к закату. Проезжаю 15 км, 20, а дорога лучше не становится. Качусь по очередной долине, и вокруг опять предзакатные рериховские пейзажи. Слева каменистая осыпь, справа заболоченная долина - палатку поставить негде. Проезжаю очередной домик дормастера, но никаких признаков жизни не видно - решаю ехать до Каракуля любой ценой, пусть даже и затемно. Благо наконец-таки начинается асфальт.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Садится солнце, и я беру последний на сегодня небольшой перевал, выехав на ровную, как стрела, дорогу к Каракулю. За 20 километров до посёлка по карте меня накрывает памирская холодная ночь. Асфальт хороший, еду с фонариком, не вижу ничего по сторонам - луны сегодня нету. Останавливаюсь передохнуть и хлебнуть ледяной воды - и замираю как вкопанный, взглянув в небо. Оно как в учебнике астрономии - близкое-близкое и сильно звёздное, как полагается - со всеми туманностями, которых внизу просто не видишь. Минут пять уходит на созерцание этого чуда, потом где-то далеко-далеко вижу огонёк уже на земле, потом ещё один и ещё.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ещё полчаса - и я в посёлке Каракуль. Стучусь в первую же дверь, спрашиваю где гостиница. Хозяйка отвечает, что по русски не понимает и показывает на вывеску у дороги с надписью "HOMESTAY", которую я почему-то сам не заметил. Иду заселяться в хоумстей, ужинаю, получаю два одеяла под рассказ о том, что топлива мало и в помещении прохладно, и заваливаюсь спать. Второй подряд огребальный день - 130 километров после 150 предыдущего дня, да всё это по высокогорью - нужно будет передохнуть, наверное, да и озера я ночью так и не увидел. Решив устроить днёвку на следующий день, провливаюсь в сон - укатала меня белая лошадка.
IMGP5573
Ах да, причём тут белая лошадь? Перевал Ак-байтал - высочайший перевал СНГ, по которому проходит автомобильная дорога. Назван в честь одноимённой реки, название которой как раз и переводится с киргизского как "белая лошадь".

Комментариев нет: